Виды оружия

Пожалуй, каждый хотя бы раз в жизни представлял себя фехтовальщиком. Причем неважно, видел ли он себя в роли д'Артаньяна из «Трех мушкетеров» или Люкоа Скайвокера из «Звездный войн», — у каждого было свое и только свое представление о фехтовании. И данная статья призвана пролить свет на вид спорта в целом и на оружие, представленное в нем — в частности.

Предлагаемая вниманию читателей статья не претендует на роль всеохватывающей. Поскольку, даже потренировавшись несколько месяцев, начинающие фехтовальщики еще не до конца осознают все нюансы специфики этого вида спорта. Но ведь с чего-то же необходимо начинать…

Итак, спортивное фехтование

Это высокотехничный вид спорта, который объединяет в себе навыки быстроты реакции, физической выносливости, взрывных качеств человека и умение быстро, а главное правильно, оценивать сложившуюся ситуацию и принимать единственно правильное решение.

Мы не будем углубляться в историю и говорить, что фехтование уходит своими корнями в глубокую древность. Кстати, в самом начале возрождения олимпийского движения, в программе Игр была такая дисциплина как фехтование на палках…

В современном фехтовании существует три вида оружия: рапира, сабля и шпага. Многие люди задаются вопросом, какая разница между ними? Ответ не всегда бывает очевиден и понятен, особенно когда начинаешь углубляться в детали, но мы постараемся довести до читателя особенности этих видов оружия.

Прежде всего, оружие кардинально отличается внешне: общей конструкцией, конструкцией клинка, гарды, а также принципами ведения боя. Последнее обусловлено спецификой правил. Таким образом, существуют отличия в поражаемых зонах тела противника, что диктует те или иные особенности техники и тактики ведения боя фехтовальщиками.

Рассмотрим каждый вид оружия более подробно.


  • Среди тех, кто изучает искусство владения шпагой нет единого мнения о том, когда зародилось классическое фехтование. Однако, ряд событий, произошедших в 1800-х годах, наталкивает на мысль об определенном временном периоде зарождения классического фехтования. Эти события включают в себя:

    • превращение шпаги из, большей частью военного оружия, в исключительно гражданское;
    • развитие целого жанра литературы о том, как использовать оружие, в том числе и фехтовальное;
    • превращение фехтования в организованный вид спорта.

    Шпага — это колющее оружие, самое объемное и тяжёлое в спортивном фехтовании. Общий вес спортивной шпаги составляет около 770 г. Максимальная длина в собранном виде — 110 см. Клинок шпаги — трёхгранный, без режущих краев, сделанный из стали. На кончике клинка установлен наконечник-кнопка, с помощью которого, при нажатии, фиксируется укол на специальном электроаппарате. Кисть шпажиста защищена круглой гардой диаметром — 13,5 см с приблизительным весом 100-150 г. Под гардой шпаги расположена рукоятка.

    Рукоятка шпаги может быть двух видов: классическая или французская (прямая ручка) и «пистолетная» рукоятка, вторую позже в XIX веке изобрёл итальянский мастер фехтования и аристократ Висконти, живший в Бельгии.

    Сегодня фехтовальщики-шпажисты индивидуально подходят к выбору рукоятки, фехтуя как прямой ручкой, так и «пистолетом». Различие заключается в том, что «ручечное» фехтование подразумевает под собой стиль ведения боя, направленный на работу без постоянного контакта клинка к клинку. Здесь часто используются уколы нанёсенные переводами в атаках или контратаках, а действия и игры с оружием сведены к минимуму. Однако, многих фехтовальщиков прямая ручка привлекает своей возможностью удлинить шпагу на 15 см, а значит, получить преимущество перед соперником «пистолетчиком».

    «Пистолетное» фехтование — более агрессивно. Это работа с железом (клинком) — захваты, перехваты, оппозиции и жёсткие защиты. «Ручечное» фехтование, как и «пистолетное» имеет свои преимущества и недостатки. Поэтому лишь опробовав оба вида, спортсмен сможет определиться — какой рукояткой ему комфортнее фехтовать.

    Во время боя технические действия в фехтовании на шпагах осуществляются исключительно остриём клинка, а все тело фехтовальщика (его одежда, снаряжение) считается поражаемой поверхностью. Поэтому для защиты головы спортсмена используется маска, а для остальных частей тела — фехтовальный костюм. Такой костюм должен быть выполнен из плотной, крепкой, при этом облегчённой, синтетической ткани. Он включает в себя:

    • куртку, которая закрывает туловище и верхние конечности;
    • набочник — защищает вооруженную часть туловища, особенно, область подмышечных ямок;
    • брюки в форме бриджей, которые защищают область живота, бёдра и пах.

    Нанесенный укол засчитывается независимо от того в какую часть тела, костюма или снаряжения попал соперник.

    Бой в фехтовании управляется и оценивается арбитром. Перед началом боя арбитр проверяет защитную экипировку фехтовальщика и наличие маркировки контроля исправности оружия. Затем подает команду к началу и следит за действиями участников.

    Оценка уколов проводится арбитром на основании показаний регистрирующего аппарата и правил боя. Спортсмены фехтуют на специальной металлической дорожке, 14 м в длину и 1,5 м в ширину. Особенность этой дорожки в том, что в момент случайного укола в пол аппарат его не фиксирует. Укол загорается только тогда, когда будет поражена область тела спортсмена.

    Счёт боя в группах (6-7 человек) ведётся до 5 уколов по схеме «кто быстрее», а сам бой проходит в один матч, длительностью три минуты. Счет боя в турах прямого выбывания ведется до 15 уколов также по схеме «кто быстрее». При этом бой делится на три матча по три минуты каждый, с одноминутными перерывами. Спортсмен, который первым набирает 15 очков, объявляется победителем и попадает в следующий круг соревнований.

  • Сабля — это рубяще-колющее оружие длиной до 105 см, весом до 500 г, со стальным гибким клинком и овальной гардой, защищающей кисть от ударов. Часто люди, далекие от спортивного фехтования, представляют под термином «сабля» нечто, похожее на шашку периода гражданской войны 1917-1920 гг. или казацкую саблю. Однако в спорте это не совсем так и часто спортивная сабля вызывает у людей недоумение, поскольку радикально отличается от образа, известного каждому мальчишке с детства. Спортивная сабля большей частью похожа скорее на шпагу в классическом понимании, да и то отдаленно.

    Сабельный Клинок имеет трехгранное сечение с желобом на обухе. Такая конструкция клинка обусловлена все теми же правилами. До недавнего времени (2000 г.) сабельные клинки были четырехгранными и имели довольно-таки «хлесткий» конец. При ведении боя между саблистами, соперникам было тяжело защищаться от атакующих действий противника, поскольку гибкая оконечность оружия, так или иначе, огибала препятствие и достигала цели. В судействе такие моменты часто оказывались довольно спорными и усложняли проведение поединков. Теперь же, при прохождении проверки оружия, кончик фехтовальной сабли должен выдерживать 200-гаммовую гирю с прогибом не более 7 см. Рубящая (боевая) часть оружия строго стандартизирована: начиная от длины (до 88 см) и заканчивая толщиной у основания скругленного кончика (1,2 мм).

    Теперь о поражаемой поверхности. Удары и уколы могут наноситься во все части тела противника выше талии, включая руки (до запястья) и маску. Поражаемая поверхность тела защищена курткой с тонкими, вшитыми в ткань, металлическими нитями. Куртка при помощи электрических контактов соединяется с маской, а посредством провода — с электронной аппаратурой. При касании защитного снаряжения фехтовальщика клинком противника, электрическая цепь замыкается и на аппаратуру подается сигнал, который регистрируется посредством загорающихся ламп на табло.

    Бой на саблях является самым быстротечным в спортивном фехтовании. Часто время поединка не превышает одной минуты чистого времени. (Для сравнения, в фехтовании на шпагах и рапирах существуют три «трехминутки», отведенные для поединка, с минутными перерывами между каждой, которые часто используются в полном объеме; особенно это касается шпажистов. В сабельном фехтовании «трехминутки» также предусмотрены, но на практике еще ни разу не использовались.)

    Фехтовальная схватка предполагает последовательность определенных действий, выполняемых соперниками. Начинается она атакой и защитой с ответом и продолжается контрзащитой с контрответом или повторным нападением. При анализе поединка арбитром, определенные действия имеют некоторые приоритеты, которые позволяют одному из фехтовальщиков стать победителем.

    Бой управляется и оценивается арбитром. Судья оценивает удары и уколы, основываясь на показаниях регистрирующего аппарата и учете правил боя в каждом виде фехтования.

    Бои на различных видах оружия имеют свои специфические правила, позволяющие засчитывать уколы и удары или объявлять их недействительными. Счет боя в турах прямого выбывания ведется до 15 уколов/ударов по схеме «кто быстрее». Спортсмен, который первым набирает 15 очков, объявляется победителем и попадает в следующий круг соревнований.

    Перед началом боя арбитр проверяет защитную экипировку фехтовальщика и наличие маркировки контроля исправности оружия. Затем подает команду к началу боя и следит за действиями участников.

    Источник: всеукраинский журнал «Клинок»

Cледите за нашими обновлениями в социальных сетях